Развитие детей в возрасте 4 лет. Что должен уметь делать ребенок в четыре года?

Что должен знать и уметь ребенок в 4 года

Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом, что должен уметь и знать мой малыш, чтобы развиваться гармонично, не отставать от сверстников и не испытывать затруднений в будущем, при поступлении в школу. Особенно когда ставится в пример ребенок, который в 4 года самостоятельно читает книги и играет на скрипке.

Критерии требований к развитию дошкольников различны. С одной стороны, детские психологи настоятельно советуют не отнимать у малышей детство. Наполнить его забавами, прогулками, играми, творчеством. Регулярные обучающие занятия рекомендуется начинать с пяти лет.

С другой стороны, современный мир информации и техники настолько динамичен, что родители опасаются, что за два года перед школой малыш не успеет освоить весь необходимый объем навыков и знаний или ему это будет очень трудно.

С другой стороны, современный мир информации и техники настолько динамичен, что родители опасаются, что за два года перед школой малыш не успеет освоить весь необходимый объем навыков и знаний или ему это будет очень трудно.

Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»

Алина Будыльская
Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»

Занятия для детей 4 лет

Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание. Навыки у малыша 4 лет

Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:

– осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;

– знать несколько профессий, названия деревьев и животных;

– демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;

– сравнивать предметы по их параметрам – длина, высота, ширина;

– различать, где один предмет, а где их много;

– раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;

– уметь нанизывать бусины и пуговицы;

– определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;

– речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;

– пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;

– различать разные погодные явления, времена года и суток;

– называть обычные бытовые предметы, различать их по цвету, объему, назначению;

– разглядеть картину, игрушку или определенный предмет и уметь составить его характеристику из нескольких предложений.

Это среднестатистические характеристики того, что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие бывает опережающим, но малыш может несколько и не дотягивать до этих стандартов. Тут расстраиваться не нужно, лучше просто уделить больше времени занятиям. Может быть, даже обратиться за помощью к профессионалам.

Развитие речи ребенка в 4 года

В этом возрасте малыш должен использовать в своей речи порядка тысячи слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать его речь должны как его родители, так и совершенно посторонние люди.

Малыш должен знать отличия тела человека от строения тела животных, знать части тела.

Он может имена существительные верно переводить во множественное число. Ребенок уже знает значение предлогов (в, за, на, под, между, около и т. д.).

Он умеет поддержать беседу и свободно отвечать на такие вопросы: “Где гулял сегодня?”, “Что тебе купили?”, “Кого видел на улице?”, “Как ты был одет?”

Что еще должен уметь ребенок? 4 года – тот возраст, когда он может пересказать содержание сказки, услышанного рассказа, знать наизусть несколько детских стишков, считалок. Из детских авторов для этого отличного подойдут Б. Заходер, А. Вишневская, И. Бурсов и др.

Он должен правильно называть данные о себе и о своих ближайших родственниках: свою фамилию и имя, свой возраст, где он живет, а также имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Развитие памяти, внимания, логического мышления

Для каждой из психологических характеристик четырехлетнего ребенка есть свои нормативы сформированности. Далее рассмотрим ориентировочные показатели для нормального развития памяти, внимания и логического мышления, а именно, что должен уметь ребенок в 4 года. В этом возрасте ребенок уже может:

-Устанавливать основные отличия между 2-я изображениями или предметами.

-Сложить из своего конструктора образец готовой постройки.

-Складывать пазл, состоящий из 2-4 частей.

-Выполнять задание на протяжении 5 минут не отвлекаясь.

-Складывать без посторонней помощи пирамиду, а также чашечки, укладывая их одну в другую.

-Класть в специальные отверстия недостающие фрагменты разрезанных избражений.

-Свободно определять, к какой общей группе относятся предметы или животные (кот, собака, петух, кролик, корова – это домашние животные; осень весна, лето, зима – это времена года и т. д.).

-Свободно определить в каждой группе объектов лишний предмет и сказать, почему он не подходит.

-Найти соответствующую пару каждому из предложенных предметов.

-Подбирать для предлагаемых словосочетаний противоположные: забор высокий – забор низкий, пояс узкий – пояс широкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная веревка – короткая веревка и так далее.

-Запоминать и затем воспроизводить так называемые пары слов, которые озвучили взрослые: мальчик-девочка, кружка-вода, кошка-собака и так далее по примеру.

-Правильно отвечать и обосновывать свой ответ на такие вопросы: “Зачем зимой мы надеваем перчатки?”, “Для чего дома двери и окна?” И так далее.

Математическое мышление ребенка в 4 года

Как показывает практика, в возрасте четырех лет дети уже достаточно много знают и умеют. Что касается математического мышления, то в этом возрасте ребенок уже может:

-перечислять основные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник;

-знает и может перечислить все цифры от 0 до 10, а также может сосчитать все предметы в пределах 10-ти;

-легко может соотносить количество изображенных на картинке предметов с нужной цифрой;

-может расставить в возрастающей и убывающей последовательности все цифры от 1 до 5;

-понимает, что такое меньше, больше, поровну;

-постепенно учится писать цифры, а также параллельно знакомится с визуальной интерпретацией чисел.

Перечислив основные моменты в развитии умений ребенка 4 лет, теперь можно определиться с тем, какие занятия с малышом будут особенно востребованны в этот период. Далее рассмотрим, чем стоит заниматься с ребенком в свободное время, и какие занятия на развитие мышления и внимания необходимо с ним проводить.

Чем должен заниматься ребенок

4 года – это возраст, когда ребенок очень подвижен, активен и любознателен. Его интересует практически все, поэтому необходимо сразу же поддержать энтузиазм и заняться вместе с ним развивающими играми. К примеру, лепкой, рисованием. Лепят и рисуют дети в более раннем возрасте, только тогда техника достаточно примитивна. На данный момент же можно показать им, как необходимо держать в руке кисточку для рисования или фломастер, как верно обрисовывать фигуры. Можно обводить рисунки по контуру либо с трафаретом. Непременно нужно купить ребенку разукрашки, чтобы он мог заполнять цветом черно-белые рисунки. Кроме развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Развитие детского творчества

Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных. Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок. Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.

Особенности детей 4 лет

Не стоит забывать о простых, но в то же время действенных способах для развития эрудиции и общего мировоззрения малыша. Небольшие стишки и веселые рассказы – это отличный вариант для того, чтобы с пользой для себя и ребенка провести время.

Такие литературные занятия для детей 4 лет отлично формируют мировоззрение малыша, а также учат его быть добрым и порядочным, любить и уважать старших.

Стихи учат детей самым элементарным понятиям из зоологии, истории, географии. А если добавить сюда интересные и поучительные повести и фильмы, то и вовсе можно достигнуть уровня максимального развития эрудиции ребенка.

Чему учить и как учить

Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное. Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать. Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.

Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек. Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные счетные палочки. Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия. Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.

Читайте также:  Силимарин: что это такое и его польза для печени[Здоровье]

Игры и игрушки для малышей в 4 года

Четыре года – возраст, полностью подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку в цирк или кинотеатр. Не нужно сразу брать билеты в первые ряды. Просто ребенок может не совсем правильно отреагировать на звучные выкрики клоунов, хлопки, рычания животных. Потому лучше занять другие места, приблизительно с десятого ряда и выше.

Развитие детей 3-4 лет включает занятия с любимым конструктором, собирание интересной мозаики. Только задания нужно со временем усложнять, постепенно добавляя большее количество элементов и понижая их размеры. Очень неплохой конструктор LEGO, детали которого рассчитаны на различные возрастные категории. Из него можно собирать не только лишь обыкновенные дома либо машинки, но и галлактические и пиратские корабли, разные самолеты, сооружения, ботов. Нужно лишь докупать дополнительные элементы.

Друзья в этот период

В таком возрасте можно иметь уже одного или двух друзей, вместе гулять и играть во дворе, попеременно ходить в гости. Им будет любопытно играть сообща, а у их мам при этом появится немного личного времени. Обычно девочки играют в куколки, поликлинику, семью, а мальчишки – в машинки либо конструктор. Малышей можно занять на определенное время, если предоставить им коробку и попросить соорудить дом. Пускай они вырезают окошки, разукрасят стенки, расставят мебель, заселят игрушечных обитателей.

Полезные советы папе и маме

Еще не так давно было желание, чтобы малыш быстрее начал кричать. На данный момент хочется, чтоб он хоть время от времени помолчал. Наступил такой период, когда неугомонного «почемучку» интересует все: «Почему собака гавкает, а кошка мяукает?», «Почему травка зеленоватая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только в ночное время, а солнышко днем?» И еще много различных «почему».

Детки не только лишь желают это выяснить, но и понять, то есть осознать, почему происходит конкретно так. Время от времени от этих «почему» у папы и мамы идет кругом голова, особенно если один вопрос задается не один раз, и необходимо все разъяснять вновь. Тут самое главное – проявить терпение и мудрость. Чтобы чуточку приостановить напор пытливого ребенка, можно у него спросить, что он сам думает об этом или другом. Так у него появится возможность немного самостоятельно поразмышлять, и тут нужно послушать его рассуждения.

Время от времени он может задавать вопросы на достаточно интересные темы. Не стоит его стыдить либо одергивать. Ведь для малышей нет запрещенных тем, ими движет только любопытство. Также рекомендуется не забывать про разные развлекательные игры, во время которых можно изготовить интересные поделки с ребенком 4 лет.

Развитие речи. Что должен уметь ребенок при поступлении в первый класс школы 1. Формирование звуковой культуры речи. – К концу старшего дошкольного возраста ребенок должен уметь четко и внятно произносить все звуки.

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в 3–4 года» Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок трех лет» Консультация для родителей: “что должен уметь ребенок 3 лет”. Дорогие коллеги, сейчас в век всеобщей компьютеризации новых технологий, легко.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок к 1 классу» Консультация для родителей “Что должен уметь ребенок к 1 классу”. Общее развитие: -знать свою фамилию, имя, отчество, -знать, сколько ему.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок 3–4 лет» Что должен уметь ребенок 3-4 лет Физическое развитие 1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; • знать, в каком городе/стране он.

Презентация «Развитие дошкольника: что должен знать и уметь ребенок в 6 лет» Дети на 6 году жизни активно готовятся к поступлению в школу. Это самый ответственный период в жизни как ребенка, так и его родителей, ведь.

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Что должен знать и уметь ребенок 5–6 лет» Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет». Цель: – ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формировать.

Советы родителям будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 6–7 лет?» Уважаемые родители! • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. • Приучайте ребёнка.

Советы родителям «Что ребенок должен знать и уметь при поступлении в школу» Общие знания «Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания). Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии). Окружающий мир.

-Класть в специальные отверстия недостающие фрагменты разрезанных избражений.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 4-5 лет

Все дети разные. И развивается каждая кроха в своем темпе. Один малыш к трем годам уже читает и играет в шахматы, другой только начинает разговаривать. Это не хорошо и не плохо. Это просто данность.

Все дети разные. И развивается каждая кроха в своем темпе. Один малыш к трем годам уже читает и играет в шахматы, другой только начинает разговаривать. Это не хорошо и не плохо. Это просто данность. Поэтому не надо сравнивать своего ребенка с соседским и в ужасе заламывать руки, если вам кажется, что чей-то малыш развивается быстрее и лучше.

Однако, есть некоторые критерии, по которым оценивают общий уровень развития малыша. Если ваш 4-летний карапуз еще не умеет что-то из перечисленного, значит пора в его игровой процесс включить обучающие игры, которые вы найдете на Нашем Сайте.

Математика

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше – меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Логическое мышление – развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный – стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный – ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие Речи

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок – цветы, девочка – девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко – круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир

Читайте также:  Почему чешутся укусы комаров? Народные и аптечные средства избавления от следов укусов

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. Ребенок должен различать правую и левую руку.

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по адресу ja-rastu@list.ru, указав авторство материала. Мы обязуемся (по вашему желанию) либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

Видео развитие ребенка в возрасте четырех лет



Интеллектуальное развитие малыша в 4 года также предполагает, что он:

Особенности возраста

  • Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
  • После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
  • Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
  • Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
  • Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.

По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:

Психическое развитие детей 4-х лет

Согласно исследованиям в области психологии, к 4 годам дети чувствуют себя взрослыми, в их лексиконе появляется слово «сам», они стараются избегать помощи взрослых, при этом неосознанно берут с них пример.

  1. Находит лишний предмет среди похожих.
  2. Собирает и разбирает пирамиды.
  3. Группирует предметы по признакам.
  4. Находит противоположные по значению слова, предметы.
  5. Отличает родной язык от иностранного.
  6. Сравнивает предметы по заданным критериям.
  7. Решает легкие головоломки.

Развитие речи.

  • Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
  • Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
  • После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
  • Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
  • Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
  • Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
  • Употреблять предложения с однородными членами.
  • Отвечать на простейшие вопросы.

Когда ребенку 4 года, малыш уже должен уметь улавливать настроение другого человека и сопереживать окружающим. Но научиться этому ему нужно помочь. Как?

Физическое развитие ребенка 4 лет

К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:

  • Уверенно прыгать с места и с разбега;
  • Бегать, быстро меняя направление;
  • Стоять на одной ноге;
  • Взбираться по веревочной лестнице;
  • Преодолевать препятствия;
  • Ходить и стоять на цыпочках;
  • Кувыркаться вперед;
  • Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

  • Считать до 5;
  • Знать некоторые цифры и буквы;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать предметы;
  • Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
  • Собирать пазлы;
  • Выполнять задания по образцу;
  • Находить лишнее, исправлять ошибки;
  • Знать времена года и их признаки;
  • Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.

Особенности развития детей

В этом возрасте большую роль играет особенности детской психологии, учитывая которую взрослые могут грамотно выстраивать формирование способностей малыша. Развитие ребёнка в 4 года идет по разным направлениям.

В данном периоде ребенок нуждается в похвале, уважении со стороны родителей, он стает обидчив на замечания.

Особенности развития в 4 года: что должен уметь ребенок

Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет специалисты говорят о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.

Содержание:

  • Внимание и память
  • Мышление
  • Развитие речи
  • Мелкая моторика
  • Физическое развитие
  • Эмоциональное развитие
  • Бытовые навыки
  • Социальная адаптация


Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет специалисты говорят о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.

Речевые навыки

В четырехлетнем возрасте дети связно говорят на родном языке, по памяти могут пересказывать сказки, стишки. Речь богата своим содержанием, многие с удовольствием придумывают свои рифмы, а в словарном запасе малыша появляется все больше прилагательных.

Как должен разговаривать ребенок в 4 года по программе в ДОУ:

  • Правильно выговаривать все звуки, исключение шипящие и сонорные,
  • Знать и правильно употреблять предлоги,
  • Знать свою фамилию, дату рождения, адрес, имена родных,
  • Уметь регулировать темп и силу голоса, задавать нужную интонацию,
  • Понимать все обобщающие слова.

Речевые навыки у каждого ребенка развиваются индивидуально, одни дети в 4 года только начинают говорить предложениями, а другие уже знают буквы и изучают иностранные языки. Все зависит от особенностей малыша, уровня развития в домашних условиях и в дошкольных учреждениях.

Обратите внимание! Консультация дефектолога или невролога требуется в том случае, если ребенок в четырехлетнем возрасте совсем не говорит или говорит на своем, только ему понятном языке.


Обратите внимание! Консультация дефектолога или невролога требуется в том случае, если ребенок в четырехлетнем возрасте совсем не говорит или говорит на своем, только ему понятном языке.

Читайте также:  Реноваскулярная артериальная гипертензия: что это такое, симптомы и лечение

Сюжетно-ролевые игры

Игра – основной вид занятий дошкольников. Во время сюжетно-ролевых игр ребенок придумывает себе роль и выполняет свойственные для нее действия, что полезно для его социализации, развития дисциплинированности, ловкости, воображения и т. д. Малыши часто играют в «дочки-матери», где меняются с родителями местами – взрослые играют роль детей. Для развлечений можно использовать кукол.

Не менее интересны для дошкольников игры в больницу или магазин – они учат правилам поведения и взаимоотношений. Ведущую роль может занимать взрослый, постепенно самоустраняясь и наблюдая за развлечениями малыша со стороны.



Не менее интересны для дошкольников игры в больницу или магазин – они учат правилам поведения и взаимоотношений. Ведущую роль может занимать взрослый, постепенно самоустраняясь и наблюдая за развлечениями малыша со стороны.

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Особенности физического развития

Отличительной чертой четырехлетнего возраста является все более возрастающая двигательная функция, управление телом продолжает прогрессировать.

  1. У детей существенно укрепляется костная система, при этом у мальчишек более широкими становятся плечи, а у девочек – таз. Позвоночный столб по форме имеет полное соответствие с позвоночником взрослого. Поскольку интенсивно идет процесс окостенения, родителям важно обращать внимание на правильную осанку малыша.
  2. Помимо изменений пропорций тела, рост касается и черепной коробки – она составляет 4/5 своего финального размера, также укрупняются челюсти, начинают выпадать молочные зубки, заменяясь постоянными. Для этого периода характерно формирование скелетных мышц, поэтому рекомендуются физические занятия с малышом и массаж ручек, ножек.
  3. По мере того, как повышается сила маленького человека и его быстрота, выносливее становится и сердце малыша, поэтому он спокойно переносит более значимые нагрузки. Улучшается и моторика рук, пальчики становятся подвижными, благодаря чему осваивают новые манипуляции.
  4. Зрительные органы тоже совершенствуются – карапуз может рассмотреть мелкие детали. Развитие мозга позволяет автоматически запоминать и сравнивать вещи, события, делать выводы, оценивать собственную работу.

По своим физическим параметрам к четырехлетию малыш прибавляет в весе до 2000 г и вырастает на 7-8 см. Как правило, в таблице указываются средние значения для девочек и мальчиков этого возраста.


Особенностями возраста, с одной стороны, являются ловкость, повышенная работоспособность, с другой быстрое исчерпание энергетических ресурсов, поэтому любые длительные физические занятия приводят к утомлению и раздражению. Это обусловлено отсутствием функциональных способностей организма к продолжительным нагрузкам, и, даже зная, что должен уметь в четыре года ваш ребенок, не стоит опережать события, изматывая его тренировками.

Детская психология в четыре года

Психологический аспект малыша – важная составляющая формирующегося характера. Понимая, что должен уметь делать четырехлетний малыш, родители могут избежать многих ошибок, связанных с воспитанием. Самое главное – обеспечить его необходимой информацией в объеме, который для него доступен.
По сути, малыш приходит к границе, разделяющей раннее детство и дошкольный возраст, и на этом переходном этапе ребенку свойственно драматизировать даже свои самые незначительные ошибки и неудачи. Это выражается в определенном пессимизме, уязвимости перед прямолинейностью родителей. Если до этого им двигали инстинкты, то теперь появление и утверждение осознанности заставляет ребенка испытывать стыд, печаль, разочарование. Если со стороны отца и матери нет понимания, а действия маленького человека не получили одобрения, он может по-настоящему расстроиться. Родители должны понимать, что, несмотря на вполне взрослые рассуждения, перед ними все тот же маленький ребенок и его по-прежнему нельзя надолго оставлять без внимания.
На рубеже четырех лет у малыша происходит формирование отношения к учебе и труду, а, играя, благодаря воображению, он создает сценарии из реальной жизни. Для него сейчас, как никогда до этого, важна собственная социальная значимость. Ребенок много общается, у него появляются друзья среди ровесников и взрослых. Возрастает интеллект, расширяется кругозор и лексикон ребенка.
Все эти аспекты должны учитываться родителями в их стремлении помочь малышу освоить новые для себя навыки.

  • по требуемому признаку самостоятельно находить похожие предметы;
  • собирать панно из пазлов, состоящих из 8-10 компонентов;
  • отыскивать и объяснять различия на одинаковых картинках;
  • точно повторять за взрослым целые фразы и предложения;
  • довольно быстро запоминать тексты песен, стихи, отрывки прозы;
  • удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь, семь минут подряд;
  • запоминать все, что произошло в течение недели;
  • повторять последовательность танцевальных или спортивных движений.

Что должно насторожить

Несмотря на то, что все перечисленные нормы развития ребенка в четырехлетнем возрасте достаточно условны, есть такие моменты, на которые следует обратить внимание. Можно выделить минимум навыков и умений, которыми должен обладать ваш малыш. А именно, ребенок четырех лет должен:

  • Идти на контакт с другими людьми (самостоятельно и в ответ на обращение).
  • Смотреть на людей, которые к нему обращаются.
  • Играть в игры и проявлять интерес к игрушкам.
  • Обладать минимальными бытовыми навыками (самостоятельно кушать, ходить в туалет, мыть руки).
  • Говорить хотя бы простые фразы.
  • Помнить свое имя и фамилию.

Если ваш ребенок не в состоянии делать что-либо из перечисленного – лучше обратиться к специалисту. Лишним это не будет. Если все в порядке, и это особенности развития вашего малыша – врач вам так и скажет. Если выявятся какие-либо нарушения в развитии – то чем раньше вы начнете над ними работать – тем проще будет с ними справиться.


Если ваш ребенок не в состоянии делать что-либо из перечисленного – лучше обратиться к специалисту. Лишним это не будет. Если все в порядке, и это особенности развития вашего малыша – врач вам так и скажет. Если выявятся какие-либо нарушения в развитии – то чем раньше вы начнете над ними работать – тем проще будет с ними справиться.

Добавить комментарий